Приемное отделение [ круглосуточно ] :
+7 (812) 670-45-30, +7 (812) 323-29-49
Санкт-Петербург, Васильевский остров 2-линия дом 47  |  Карта  |

Профилактика неврозов у детей школьного возраста

С.И. Знаменская, психолог высшей категории, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры консультативной психологии

Л.В. Елецкова, врач-невролог

На пороге нового учебного года, одним из важнейших вопросов, остаётся забота о здоровье школьника. И в этом аспекте, профилактика и лечение неврозов у детей, является самой дискуссионной и наболевшей темой.

Для того чтобы родители, могли иметь полное представление о разных сторонах возникновения и проявления невротических расстройств, мы представим клиническую и психологическую картину заболевания.

Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, перинатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте, но родители не придают значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка.

Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте. Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития – появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам.

Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются 1 и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» - обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту.

Мы перечислим ряд наиболее наглядных симптомов «выдающих» школьную тревожность или являющихся частью невротического симптомокомплекса: «съедание ногтей», «накручивание волос», «покусывание губ», подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявлениям относятся тики, нарушения сна, снохождения, сноговорения, повышенная утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям так же относятся разные типы заикания - логоневрозы.

Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то, что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами.

У нас имеется богатый опыт сотрудничества врача невролога с другими вспомогательными службами, обеспечивающими своим квалифицированным сопровождением, успешность и эффективность проводимых нами лечебных программ. Прежде всего, это специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения.

Программы составляется индивидуально, после диагностики психического и личностного развития ребёнка. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок наблюдается неврологом и психологом. Такое взаимодействие в нашей практике, всегда даёт положительные результаты и выносимые на консилиум проблемы, решаются поэтапно и своевременно.