Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – сложный диагностический метод, с помощью которого можно не только оценить уровень высших психических функций, но и судить о состоянии отдельных структур головного мозга и связей между ними.

 

Впервые детальную оценку деятельности головного мозга с помощью специальных психологических проб разработал В.М. Бехтерев. Новую дисциплину он назвал невропсихологией, наукой, объединяющей неврологию и психологию. В дальнейшем это научное направление развивалось Г.И.Россолимо, А.П. Нечаевым, Н.И. Озерецким.

 

Во время Великой Отечественной Войны А.Р. Лурия обобщил опыт исследования и способы коррекции высших психических функций подобными методами. С их помощью он возвращал к нормальной жизни солдат, получивших на передовой ранения головы и контузии. В его трудах был сформулирован нейроспихологический  метод диагностики. Где, опираясь на статистические данные, он связал нарушения памяти, речи, мышления и пр. с поражением тех или иных отделов головного мозга. В дальнейшем, такие ученые как Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.Ш. Тхостов адаптировали нейропсихологический метод к работе с детьми, пожилыми людьми, пациентами, перенесшими операцию на головном мозге, инсульт, черепно-мозговую травму и т.п.

 

В чем же отличие нейропсихологического обследования от любого другого? Приборы и материалы, необходимые для его проведения очень просты: стопка чистой бумаги, карандаш, набор картинок. Однако, с их помощью можно не только оценить количественно, но и качественно описать структуру, уровень развития  памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, моторных навыков, пространственных представлений, ориентировки в пространстве, планирования деятельности. Характер протекания перечисленных процессов указывает на функциональный уровень развития тех или иных структур и областей головного мозга.

 

Если ядерно-магнитная резонансная томография показывает морфологические особенности строения, электро-энцефалограмма электрическую активность нервных клеток, то нейропсихологическое обследование дает представление о функциональных особенностях той или иной структуры головного мозга. Результаты подобных исследований учитываются при постановке точного диагноза неврологом. Что является обязательным условием для назначения лечения.

 

Кроме того, любые нарушения функционального плана могут корректироваться с помощью нейропсихологического подхода. Нейропсихологический подход был разработан как раз в целях стимулирования высших психических функций. Нейропсихолог может не только дать общие рекомендации по воспитанию ребёнка и обратить внимание на развитие тех или иных навыков и умений, но и составить и провести курс занятий, мягко корректирующий развитие высших психических функций.

 

Это особенно важно именно в детском возрасте, когда ребёнок ещё только учится познавать мир. Трудности, связанные с слабой памятью, или неустойчивым вниманием сильно ограничивают ребёнка. У него появляется неуспеваемость в школе, трудности, связанные с ежедневными бытовыми обязанностями, дезадаптация. На фоне этих процессов страдает эмоциональный мир. Если у ребёнка есть критика к себе, то может развиться отношение к себе как к неудачнику, человеку «второго сорта», который никогда и ничего не сможет добиться. А при отсутствии критики он даже не сможет понять что не так, почему мир так сложен и непонятен для него. Такое положение дел ведет к тому, что человек не может найти своё место в жизни, применить себя, добиться чего-то. А между тем, причина всего лежит в особенностях становления базовых психических функций. Если ребёнок не справляется с школьной программой, стал рассеян или излишне активен, очень важно не обойти вниманием этот момент и провести полное обследование головного мозга.